О растениях

О растениях

О растениях

Что нужно для того чтобы ВЫРАСТИТЬ Растение?

Определенная температура, почвенная влажность, питание... На первый взгляд все просто. Среди большинства Садоводов – это аксиома.

Добавим сюда же сорняки, точнее их отсутствие. Вот теперь все, и многие с этим согласятся. Неважно, приверженцы Минеральной или Органической «школы растениеводства».

А вот с этого места подробнее!

Все начинается с подмены понятий. Представьте себе группу детей, например, в детском саду. Там есть старшая и младшая группы, а в них и девочки и мальчики (и все разные!). Согласитесь, что кормить только девочек старшей группы, а гулять водить только мальчиков младшей группы, как минимум – странно. И как максимум – неприемлемо! Или два народа, живущие на разных полюсах... И те и те – люди. Или что? У них заботы (задачи) разные? Так и агротехнику (синоним: технология растениеводства) нельзя делить! Расставляя приоритеты, исключать один из элементов целой (единой/неделимой) системы взаимодействия (взаимоотношений).

Главное о взаимоотношениях!

Все взаимоотношения (в общем понимании) можно описать двумя определениями:

- Симбиоз (греч. «совместная жизнь») – это форма взаимоотношений между организмами разных видов при которой оба партнера или один из них извлекает пользу из другого. Такие отношения успешны всегда, когда они увеличивают шансы на выживание.

- Паразитизм (от др. греч. «нахлебник») – это форма взаимоотношений между организмами разных видов из которых один (паразит) использует другого (хозяина) в качестве среды обитания и источника пищи, возлагая при этом (частично или полностью) на хозяина регуляцию своих отношений с внешней средой.

А вот интересно?! «Люди» и «Природа» в каких взаимоотношениях?..

Еще одно замечание: Культурное сельское хозяйство (КСХ) – что это?

Это производство культур технического назначения (на продажу) для обеспечения потребностей населения. Никакого отношения «культура обработки почвы» к этому (КСХ) не имеет. Но важно отметить, что площади для производимых культур измеряются от «десятка соток» (для фермеров- частников) до сотен тысяч гектаров (для агрокомплексов-гигантов). В формате таких полей, любая культура будет монокультурой.

И вот «наши» фермеры начинают «ломать голову»...

...задавая себе вопросы: как сделать почву рыхлой? Как обеспечить полив? В борьбе с сорняками/вредителями, вообще, кто во что горазд. Или, точнее, у кого на что денег хватает и сил, разумеется. Но фермера можно понять. Монокультура влечет за собой целый ряд сложностей...

На садовом участке задачи КСХ решить проще. Объем технической продукции (на еду), определяется потребностью Семьи. Небольшие объемы (садовода) позволяют (ему же) заметно разнообразить видовую численность растений. Некоторые умудряются выращивать от укропа до винограда на трех сотках. Такие участки никак не могут носить характер монокультуры. Но отдельная грядка/две (например, с луком) будет являться монокультурой и влечь за собой те же сложности что и на поле фермера. Добавим полив, борьбу с сорняками/вредителями. В отличие от фермера садоводы, предпочитая ручной труд (как правило своих детей и внуков), своими силами «ухаживают» за растениями. Очень часто, этот метод называется «с утра и до осени»! Не важно, что делать: копать и поливать, полоть и рыхлить, и опять поливать, и опять рыхлить, окучивать и опять поливать!!! Главное – с утра и до осени...

А вы не задумывались?!

Создатель не доверил нам управлять функцией дыхания, функцией голода? Мы даже моргаем неосознанно! Все правильно – человеческий фактор (забыл, не успел и т.д.). Забыл вдохнуть и задохнулся. Не успел палец одернуть и пришил вместе с пуговицей...

А может и рыхлить/поливать не является основной функцией человека? А может и растения, имея свои предпочтения, сами решают, как и где им расти?

Перефразируем наш первый вопрос: Что нужно для того чтобы ВЫРАСЛО растение?

За ответом «далеко ходить не будем». Обочина у дороги – «сама» нас научит.

Начало

Растаял снег, Весна. Свежей растительности еще нет. Это так же очевидно, как и то, что старая (прошлогодняя) никуда не делась. Наоборот она с лихвой, подобно одеяло, укрывает рельеф своей массой. Все выглядит серым и монотонным. Сейчас сложно сказать, что здесь росло. Но судя по вкраплениям – все что могло и хотело здесь расти, то и росло. На квадратный метр более десятка разных видов (разных фракций) растений.

Удивительно другое. То, что мы считаем недопустимым на наших грядках (должно быть все чисто, ни соринки/ни травинки), в Природе – норма.

Почему так происходит?

Цели садоводов/фермеров разнятся с целями Природы. Чего хотят фермеры – урожай. Что хочет Природа?.. однозначно ответить нельзя «чего она хочет», но одно точно – сохранить то, что уже есть. Вот она и сохраняет почву от эрозии (ветра, солнца, прямого попадания осадков). Но только ли функцию «предохранителя» выполняют полегшие травы? Вряд ли кто с граблями придет на эту обочину. И вряд ли можно увидеть кого-то с удобрениями, кто щедро добавляет их. А наша задача увидеть. Пусть не глазами, но Сознанием.

Увидеть – невидимое!

Представим нашу Землю без атмосферы (вот прямо сейчас, в эту минуту). Дышать нечем, от Солнечной радиации ничего не защищает и бежать некуда. Хороша перспектива?! Присмотритесь... может это не просто старая трава? А что, если это «атмосферный слой», но для другого мира – Микромира. Миллиарды бактерий, грибов, амёб, простейших одноклеточных, и нематод – царство маленьких по размеру, порой невидимых, но очень важных жителей!

Как это работает

Имея волокнистую структуру, прошлогодняя трава впитывает в себя и удерживает влагу. Влагоемкость доходит до 30 % от собственного веса. Например, после хорошего дождя (один из источников увлажнения, но не единственный!) в 10 кг. «сена» будет до 3,5 кг. (литров) воды, а благодаря достаточно крупной фракции воздух беспрепятственно будет проникать во все пустоты, обеспечивая газообмен. Солнечный свет тоже не так прост и одинаково виден для всех. Состоящий из спектров (от инфракрасного до ультрафиолетового) солнечный свет частично отражается и поглощается нашей атмосферой. Аналогично нашей атмосфере укрывные остатки отражают видимый спектр, сохраняя почву в тени (в прохладе) и частично поглощают невидимый инфракрасный спектр (то есть тепло). И вот уже три «образующих кита» (вода, воздух, свет/тепло) сосредоточили свои силы для создания Жизни.

Начинается обмен веществ (метаболизм)

Все проходящие при этом процессы (метаболические реакции) сосредоточены на создание биологических молекул (органические вещества) при строительстве клеток и тканей, или разрушении их с целью использования в качестве энергии. Другими словами, прошлогодняя трава сгниет (переработается в энергию), а свежая зелень получит эту энергию. Зная о том, что гниение – это процесс разложения органических соединений (как результат жизнедеятельности микроорганизмов). Можно предположить, что полегшие травы – это еще чей-то дом и пища...

От теории к практике

Параллельно нашим наблюдениям сравним свободно растущие растения (сорняки) и некоторые культурные, имеющие для нас интерес (как потребителей). Для чистоты эксперимента, посадочные площади сформируем на заросшем в прошлом году (непаханом) участке земли в открытом грунте, а также в теплице без предварительной перекопки. Для изготовления посадочных мест будем использовать бордюрные секции и бордюрную ленту.

Почему «Бордюрные секции»

Во-первых – это просто. Для монтажа не требуется специальный монтажный инструмент. Процесс сборки очень прост с ним справится даже ребенок.

Во-вторых – это удобно. Изготавливая посадочные площади (клумбы/грядки), можно учесть все ландшафтные особенности именно своего приусадебного участка, а «посадочная линейка», смонтированная в виде крепежа (зеленые маячки) поможет самостоятельно рассчитать количество растений на единицу площади (наметить бороздки/лунки, определить расстояние между ними).

И в-третьих (но самое главное!) – это безопасность. «Бордюрные секции» лишены острых окончаний, острие колышков так же обращены вниз, что исключает зацеп предметов одежды. В случае падения (к сожалению, и такое бывает, особенно маленькие дети и люди преклонного возраста) на угол (грядки/клумбы) или отдельную секцию, металлическая рамка погнется, не причиняя увечий. После чего может быть поправлена самостоятельно, а в случае необходимости может быть заменена всего одна (в отличие от грядок/клумб из доски или оцинковки, где приходится менять всю сторону целиком).

И особенное преимущество! Используя бордюрные секции, Вы постепенно освободите себя от «ЛОПАТЫ»!

«Не копать» - лень или выгода Садовода?

Если есть смысл в укрывных (надземных) остатках, логично предположить, что и корни (структурные остатки) растений имеют свою роль. Постепенно отмирая, они создают целую систему каналов. Таких же разных по значению, как и структуре (глубина проникновения, расположение в толще земли). Одни каналы служат направляющими корням следующих поколений, другие – вентиляцией, третьи – водяные скважины. Целая инфраструктура, которая обеспечивает систему упорядоченного движения.

«Если каждый житель мегаполиса – неотъемлемая единица общего круговорота, то без сети метро движение единицы (каждого жителя) не остановиться полностью, но будет значительно затруднено».

Еще одна важная функция структурных каналов.

Функция химической лаборатории, в которой проходит цепь восстановительно-окислительных реакций. Разрушить эту инфраструктуру «дело пяти минут», достаточно взять лопату в руки. А вот восстановить! – дело не одного сезона (цикла).

Почему так долго?

Нет у Природы задачи – урожай собирать, поэтому все процессы степенны и нескоротечны. Календарный год – один цикл (один из множества). Чего нельзя сказать про фермеров. Один урожай – один сезон (целый год!) и не каждый – прибыльный!

В чем задача цикличности (для садоводов фермеров – севооборот)?

Уже зная одну из Природных задач/целей – сохранить. Логично предположить, что там, где нечего сохранять необходимо создать или восстановить.

Одно важное определение:

- Сукцессия (от лат. «преемственность, наследование») – последовательная закономерная смена одного биологического сообщества другим на определенном участке среды во времени в результате природных факторов (в том числе внутренних сил) или воздействия человека. Воздействие человека – не рассматриваем, но такие стихийные бедствия как лесные пожары и наводнения в сегодняшнее время являются основными природными факторами разрушения (изменения) сложившейся экосистемы определенного региона.

Интересный факт:

Согласно основной классификации установленной «Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности», Статья 8 Регламента определяет классы пожаров:

(нас интересует)

- класс D – пожары металлов

Кроме Технического регламента, в Российской Федерации в части, ему не противоречащей, действует государственный стандарт ГОСТ 27331, в котором определены классы с формулировками и дополнительно определены подклассы:

(нас интересует)

- класс D – горение металлов.

Подклассы:

D1 – горение легких металлов, за исключением щелочных (например алюминия, магния)

D2 – горение щелочных и других подобных металлов (например натрия, калия)

D3 – горение металлосодержащих соединений (например металлоорганических соединений, гидридов металлов)

Вывод напрашивается сам по себе

Пожар выжигает калий. Один из макроэлементов (азот/фосфор/калий) необходимых растениям. Обусловленность произрастания в первую очередь растений, аккумулирующих калий, после пожара – очевидно. (кипрей (нар. «иван-чай»), вейник, полынь).

После наводнения почва уплотняется оседающими на ней частицами песка, глины и т.п. покрывая растительность сплошным бесструктурным слоем, лишенным органики. Логично предположить, что на таком участке первыми будут растения, аккумулирующие азот (как правило бобовые вика/люпин).

На перекопанном участке земли так же будут расти сорняки. Но в отличие от сорняков – сидератов, аккумулирующих дефицитные вещества эти сидераты будут иметь поверхностное расположение корней (как правило). Их целью будет связать (закрепить) поверхностный (плодородный) слой, уберечь его от выветривания/вымывания.

Что нужно понять

Сорняки – это растения занимающие определенную нишу главной целью которых является своевременно заполнять очередность пространства во времени и среде (Сукцессионный ряд). Закономерности, по которым протекают сукцессии, определены преемственностью следующей фазы. Другими словами, растения, растущие после пожара/наводнения, изменяют среду на столько, что вытесняют сами себя. На их место приходят другие растения (другая экосистема) и так же, исчерпывая экологические возможности среды сменяются следующими экосистемами. (Принцип севооборота!) Но если у палки есть «начало», то должен быть и «конец». И процесс сукцессии идет до тех пор, пока ряд экосистем не достигает равновесия с окружающей средой определенного региона. Вряд ли можно определить какой из видов растений доминирует на обочине (Принцип смешанных посадок!). В силу объективных и логических причин борьба с сорняками – пустая трата времени (из той серии, когда шкурка выделки не стоит). Чем больше уделять внимание растущим сорнякам, опустошая среду (прополкой/перекопкой) тем больше видов сорняков будут стремиться занять свободное пространство. «Свято место – пусто не бывает» ...

Те Садоводы чьи действия направлены на решение определенных задач имеют больше шансов добиться результата чем те, чьи действия – догма.

Вернемся к нашим посадкам

«Осваивая» новый участок земли первая задача избавиться от конкурентов (от свободно растущей травы) другими словами уровнять свои шансы на успех с возможностями «сорняков» которые растут сами по себе. Для этого достаточно подрубить растущие вершки «нежелательных соседей», зацепляя почву на глубину 1-2 сантиметра (можно и глубже все зависит от структуры почвы и количества «сорняков») измельченная органика, перемешанная с землей в процессе подрубки, остается на поверхности. На подготовленном месте собрали грядку/клумбу. Появилось желание заполнить ее землей и сразу же рекомендация(!) – заполнение землей осуществлять на половину при высоте секций 20 см., максимум 2/3 – при высоте секций 10, 15 см. Грядка/клумба – это не короб для земли, в первую очередь это «родильный дом» для Вашего урожая. Заполнили наполовину (или 2/3) землей, оставшееся высота заполняется скошенной свежей или прошлогодней травой, которая в избытке растет абсолютно везде (на газоне, вдоль забора и т.д.), пролили водой, пусть с недельку постоит. Если позволяет время, то не лишним будет посадить сидераты (первое структурирование). На этом подготовка к посадке культурных растений в принципе окончена.

Производя посадки, в первую очередь мы ставили перед собой цель получить материал для будущих семинаров. Урожай (как цель) не имел ценности.

Итак, начнем с теплицы

Теплица 3х4 сориентирована с запада на восток (теплица установлена до нас). С помощью бордюрной ленты сформировали посадочные места в виде колец высотой 20/30 см определенного диаметра (на северной стороне теплицы). В них посадили рассаду томатов, (помидорные семечки сеяли 23 апреля используя искусственное освещение), с последующим закаливанием (темы для семинаров), посадку томатов загустили с целью зафиксировать реакцию растений на искусственно созданный дискомфорт стеснения, одновременно предоставляя массу свободного места для надземной части, направляя рост от центра в сторону периферии (важно: все использованные сорта индетерминантные, средне и позднеспелые). Одно кольцо использовали для дыни так же стесняя посадки, разместили три растения (два из них районированные, третий – «торпеда») уповая на самостоятельное опыление. На южной стороне теплицы с помощью бордюрных секций сформировали «отвал», имеющий южный уклон (будет полезным для теплолюбивых), посадили арбуз баклажан перец дыню (так же темы для семинаров).

В открытом грунте, как в естественной среде

С помощью бордюрных секций сформировали грядку посадили лук (два сорта) с целью определить эффективность прироста зеленой массы. В качестве сидерата посеяли морковь...

В общем сажать можно разные культуры, но отношение к земле не должно быть потребительским.

Добавляя мульчу по мере оседания (переработки) Вы постепенно наполните свою грядку рыхлым структурированным плодородным черноземом, а также мульча будет отражать солнечный свет лишая подрубленные корни «сорняков» стимула для прорастания – солнечного света. Те же что прорастут, оставят все силы пробиваясь к свету, их стебельки как правило вытянутые изогнутые, корневая система слабая. Удаляя их по мере прорастания, оставляйте на поверхности в этой же грядке/клумбе дополняя мульчирующий слой. Со временем Вы вообще забудете, что такое сорняки!

Вступая в симбиоз с окружающей средой растения способны сами получать в нужном количестве питание и влагу.

Чем питаются растения?

Когда задаешься вопросом питания, что называется всерьез (качество продуктов, периодичность приема и т.д.), то невольно само сознание воспроизводит стереотипы какой-то материи (что-то «на тарелке»). Ну это типично для гетеротрофов (то есть для нас).

- Гетеротрофы (др. греч. «иной», «различный» и «пища») – организмы, которые не способны синтезировать органические вещества из неорганических. Для синтеза необходимых для своей жизнедеятельности органических веществ им требуются экзогенные органические вещества, то есть произведённые другими организмами.

Другими словами, чтобы синтезировать органику (например, наращивать мышцы) нам необходимо съесть что-то органическое (мясо, овощи, фрукты и т.д.).

При всем уважении(!), но...

Мы в прямой зависимости от птицы (мясо, яйцо, перо) от животных (мясо, молоко, мех) и от растений (овощи, фрукты, листья, стебли, клубни, корни и даже цветы). От растений так же зависят и птицы, и животные ... а чем питаются растения пока не ответили, но «построили» цепь зависимости, где на примерах четко видно, что ни будь растений не было бы и животных, и птиц, и людей.

Можно сделать вывод – Растения появились раньше.

А чем питаются – опять не ответили.

Идем до «конца» или в «начало»!

Что появилось вначале? Правильно – Солнце (вряд ли кто будет это оспаривать). Затем – Земля и только потом вода/воздух. Не будем увлекаться рассуждениями, как все начиналось. Но история происхождения организмов, синтезирующих органику из неорганики «уходит корнями» на 4 млрд. лет – в Архейскую эру. Только вдумайтесь!!! как давно (четыре миллиарда лет назад) появились первые автотрофы.

- Автотрофы - организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических. Автотрофы составляют первый ярус в пищевой пирамиде (первые звенья пищевых цепей). Именно они являются первичными продуцентами органического вещества в биосфере, обеспечивая пищей гетеротрофов.

Свет, воздух (углекислый газ) и вода (водород) – основные ресурсы для жизни растений!

Нужно понять, что пища для растений – это не совсем материя, скорее это процесс. Поэтому вопрос: «Чем питаются Растения?» Звучит также, как вопрос: «Чем встает Солнце?».

В процессе использования энергии (квантов) света для превращения углекислого газа в органические вещества (этот процесс называется фотосинтез), фотосинтезирующие организмы, качественно определили дальнейший ход развития эволюции. Выделяемый, как ненужный, кислород – образовал озоновый слой (защита от радиации) появилась возможность возникновения жизни на суше или «способность выхода из воды». По сей день фотосинтез является единственным гарантом существования Жизни на нашей планете. Заполняя первый ярус пищевой цепи, некоторые из растений выбрали для симбиоза людей! Щедро отдавая энергию Солнца в виде ягод и плодов...

Что нужно понять нам как Садоводам/Фермерам

Растения – это автономные организмы, имеющие одинаковый набор органов, схожие принципы развития и исторически сложившуюся районную принадлежность.

Другими словами, дыня, комфортно растущая в Узбекистане, вряд ли сможет нарастить трофейную тыквину в Удмуртии. А вот капуста, редька, салат, морковь комфортнее себя будут чувствовать в нашей климатической зоне.

Принципы развития всех растений (дыня, редис, свободно растущие «сорняки») схожи по определенной градации, а именно:

1. Прорастание (рассада/саженцы) – стадия развития растений на начальном этапе роста, адаптация к факторам окружающего влияния.

2. Вегетативный период (взрослое растение, до начала формирования плодов) – стадия развития растений при которой стремительно увеличивается вегетативная масса (стебли листья), стараясь занять максимум свободного пространства.

3. Бутонизация/стрелкование – стадия развития растений при которой закладываются репродуктивные органы, отвечающие за производство семян/плодов.

4. Плодоношение/семя образование – заключительная стадия развития при которой растения формируют семена, сосредотачивая всю энергию на их вызревание.

Исторически сложилось, что родина дыни (баклажан, кукуруза, фасоль и др.) – Юг. Южный климат является решающим фактором комфортного развития в естественной среде этого вида растений. Они так и называются – южные растения или растения «короткого дня». По сути южный климат когда-то давно сформировал (адаптировал) какое-то растение в «сегодняшнюю» дыню. Так же и северный климат сформировал (адаптировал) ряд растений под свои климатические условия. Поэтому растения «длинного дня» (капуста, редис, редька и др.) будут чувствовать себя комфортнее на наших грядках в открытом грунте (как в естественной среде).

Климатические условия (южные/северные) определяют состав, структуру (и даже кислотность) почвы, отдельно взятого региона.

Растения «длинного» и «короткого» дня

Как и все биологические организмы, Растения «запрограммированы» на сохранение/размножение своей популяции. Растущие в южных и условно северных широтах они не могут ориентироваться на климат одинаково – попросту не выживут. Управляя процессом своего развития по календарному принципу (такого-то числа – всходы, через семь дней – пара листьев, через двадцать – боковые побеги/пасынки и т. д.) тоже не всегда можно рассчитывать на результат. Взять любой климат (южный или северный) и отдельно сравнить хотя бы пять сезонов (лет) идущих друг за другом, то можно выявить, что один долее дождливый, другой более засушливый, третий – запомнился поздними возвратными или ранними осенними заморозками. «Год на год – не приходится». Одно неизменно – Солнце (цикл освещенности)!

В период цветения/плодоношения обмен веществ интенсифицируется (становится интенсивнее), что делает растения уязвимыми к неблагоприятным условиям.

В умеренных широтах с приходом лета световой день увеличивается пропорционально суммарной «плюсовой» температуре. Поэтому растения, имеющие «северные корни» (редис, редька, лук и т.д.) стремятся зацвести/выбросить стрелку в период максимальной освещенности, чтобы минимизировать риски и успеть до холодов произвести потомство (семена). А южные наоборот – в благоприятных условиях, при максимальной освещенности «не задумываются о завтрашнем дне» и в свое удовольствие наращивают вегетативные органы (листья, корни, стебли). Сигналом для цветения/плодоношения южных растений будет сокращение светлого и увеличение темного времени суток. Критерий, определяющий растения по признаку «длинного» или «короткого» дня, это количество освещенности при котором начинается семя образование.

Есть еще один вид растений – нейтральный, так называемый «независимый» от цикла освещенности. Но, как правило, это «плоды» колоссальной работы Селекционеров. Районированные сорта и специально выведенные гибриды позволяют расширить географию производства культур, а также улучшить качество, повысить устойчивость к заболеваниям... но сравнивать закономерности развития искусственно созданных растений не всегда объективно.

Для некоторых нейтральных видов растений сигналом для образования семян служит воздействие низких (не отрицательных!) температур, при которых происходит физиологическое изменение верхушечных (апикальных) меристем («грубо» точка роста) приводящее к закладке и формированию цветков. Реакция растений на похолодание называется яровизация. Яровизацией так же называется агротехнический прием, основанный на этом явлении (например, охлаждение семян перед посевом).

На процесс развития растений так же влияют:

- количество (нехватка/переизбыток) элементов питания (например, азот по отношению к фосфору)

- количество освещенности и тепла (например, теплолюбивые и теневыносливые)

- увлажнённость почвы (например, подсушивание как стимул для зацветания)

- место произрастания (например, одуванчик, подорожник, клевер растущие на тропинке, по которой регулярно ходить, стремятся к цветению, в отличии от собратьев, растущих где ни будь «в углу» участка)

- стесненность насаждений/схема посадки (например, лук/морковь/редька при стесненных условиях «идут в стрелку» на первый год существования)

- прищипка/удаление вегетативных органов (например, пасынкование/удаление точки роста)

Для результата необходимо действие! В любом секторе и отрасли. Растениеводство – не исключение. Урожай культурных растений (количество, качество) полностью зависит от садоводов/фермеров, но в большинстве случаев их действия не всегда направлены во благо.

Регулярная перекопка/вспашка не влияет «прям так уж благотворно(!)» на растения, как принято большинством. Перекопанная (бесструктурная) почва требует частых поливов, после которых приходиться регулярно рыхлить (разбивать корку). Нет структуры – нет химической лаборатории, как следствие – истощение, возникает причина вносить удобрения. И «сорняки!», которые стремятся занять не только все «голые» участки земли, но главным образом все Ваше свободное время! И так далее, что называется «с утра и до осени». Знакомо?.. Но браться за лопату или плуг, личное дело каждого. Есть желание силы и время – полный вперед! И дай Вам Бог(!) чтоб «паруса не сдулись».

«Вершки» и «Корешки»

Выращивая растение с целью получить урожай, необходимо иметь образное представление о том, каким он будет (урожай) и когда Вы планируете его получить (весной/летом/осенью).

Самый простой пример:

Выращиваем «зелень» (лук (на перо), петрушка, кинза, щавель салат и т.д.).

Наш урожай – не семя, а само растение, еще конкретнее – его листья. Свежие ароматные сочные листья, содержащие в себе множество витаминов, придающие пикантность любому произведению Кулинара. Прекрасно подходят для употребления (в свежем виде) в салатах, раскрывая особенный вкус простых овощей. Даже в окрошке можно заменить мясо на колбасу, картошку на репку, но без свежей зелени это будет как крапивный суп без крапивы. Вот о чем в первую очередь думать надо!!! Образ свежей зелени сам подскажет, что для качества листьев необходима влажность (чтоб лист был сочным) и умеренное освещение (чтобы лист был нежным без волокон). Значит посадку разумнее производить не на самых светлых местах Вашего участка. Или притеняя, например, более светолюбивыми растениями. Если планируете урожай весной, то посадки лучше производить под зиму. Отлично подойдет Ваша пока еще пустующая оранжерея (теплица), а зелень выполнит роль сидерата. Петрушка и кинза (после срезки) оставят после себя каналообразующие корни, а лук своим присутствием «пополнит иммунитет почвы», что положительно скажется на Ваших помидорах и перцах.

Например, выращиваем корнеплоды/клубни (лук (на луковицу) морковь, редис, картофель и т.д.)

Наш урожай – опять не семя, а растение, конкретнее – корнеплод/клубень/луковица. Если представить образно урожай корнеплодов, то определяющим критерием будет размер (картошка – большая, морковь – крупная и т.д.). Значит разумнее будет обеспечить максимально комфортные условия для развития именно этих вегетативных органов. Главный стимул для роста – свободное пространство. Необходимо воспользоваться этим выводом и произвести посадки пореже, исключая конкуренцию между «собратьями» как лишнюю трату времени или как упущенное время на развитие клубней/корнеплодов. Желательно в прогретую почву, яровизация стимулирует производство семени (именно поэтому посадка лука в холодную землю может вызвать массовое стрелкование), учитывать длину светового дня (по этой причине редьку/редис сажают ранней весной или во второй половине лета).

Например, выращиваем плоды содержащие семена (помидоры, перцы, ягоды, тыквины и т.д.)

Наш урожай – семя, не само растение, а именно его продолжение. Представьте образно, например, помидор или тыквину дыни, ароматные сахаристые плоды, обладающие исключительным вкусом. Требовательность к солнечному свету (теплу) обусловлена исторической принадлежностью этих растений. Для успешной агротехники (в нашем климате) необходимо отводить самые светлые участки, учитывая «близкие» грунтовые воды (так же применимо для сточных дождевых вод приводящих к временным подтоплением) – не любят (а некоторые не выживают). Так же стоит позаботиться о «продолжении лета», отлично чувствуют себя в оранжереях (теплицах). Стимулом роста плодов, является дополнительный (искусственный) стресс самого растения. Многие из нас задумывались(?), что пасынкование, прищипка, удаление «холостых» веток, сверление стволов плодовых деревьев и т.д. – это стресс для самого растения, что дает ему повод «бежать куда глаза глядят», лишь бы подальше от секатора, но чем бежать если ног нету?! Именно семенами/плодами и ягодами! Удаление лишних побегов и листьев так же освобождает пространство, что стимулирует увеличение размера самих плодов в пределах своей генетики (например, помидор черри будет невероятно крупный, но он никогда не достигнет размера даже маленького пудовика).

В одном старом мультике «мужик» делил с «медведем» вершки и корешки. Один из них знал, чего хотел, а другой лишь рассчитывал, на то что получит. Не допускайте «медвежьих» ошибок, выращивая растения с целью получить урожай!

В заключение

О растениях можно рассуждать бесконечно. Наблюдая за их «поведением» подстраиваться и получать выгоду. Но главная заслуга всех Растений – это конечно же выделяемый кислород. Зачастую мы даже не задумываемся об этом, но от этого вопрос не снимается. Они без нас смогут, мы без них – нет. Самый лучший кондиционер – это лес или парк. Кроны деревьев отлично рассеивают солнечный свет, а листья испаряют до 95 % пользуемой воды как средство защиты от обезвоживания, именно поэтому в любую жару в лесопарковой зоне воздух прохладный и умеренно влажный (если одним словом – свежий). Лесной настил, слоеный временем, аккумулирует избыточную влагу и дает рождение множествам ручейков/родничков. Подобно нитям в канате каждый из них неотъемлемая часть больших и сильных рек крепко связавших целый ряд экосистем, развивающихся в гармонии с Природным замыслом. Ваш садовый участок не является исключением!